Все материалы этого сайта  являются объектами авторского права. Запрещено копирование, распространение, а также любое использование информации без согласия автора.

Свидетельство               о регистрации  сайта

Расписание ОГЭ-2019

Дата публикации:

04 сентября 2018 года

ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН - 2019

Демоверсия работы
РУ-9_ДЕМО_2019.pdf
Adobe Acrobat Document 299.3 KB
Кодификация
РУ-9_КОДИФ_2019.pdf
Adobe Acrobat Document 199.7 KB
Спецификация
РУ-9_СПЕЦИФ_2019.pdf
Adobe Acrobat Document 207.7 KB

Пишем сжатое изложение

Критерии оценивания задания 1

Орфические, пунктуационные и другие ошибки  в этих критериях не учитываются.

Для них существует отдельная шкала критериев, по которой максимально можно набрать 10 баллов. Она распространяется не только на изложение, но и на сочинение, поэтому существует отдельно.

Как вы видите, критерия всего три. По каждому из них ниже дан комментарий.

Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения  
  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы 2
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил 1 микротему
1
  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы
0
ИК2 Сжатие исходного текста  
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2
  Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1
  Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и/или
в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более 1 логической ошибки,
и/или
имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста
0
  МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ  7

 

Комментарий к ИК1:

Вы должны разделить текст вашего изложения на три и только три абзаца, так как в исходном тексте микротемы всегда три - так же должно быть и у вас.

Нужно передать всю главную информацию, кратко, можно своими словами, но всю, ничего не упустив.

Комментарий к ИК2:

Неважно, сколько приемов сжатия вы используете - всего один или все три. Главное - использовать их на протяжении всего текста.

Комментарий к ИК3:

Логическая ошибка - это ошибка, делающая текст непонятным или двусмысленным. Существует множество видов таких ошибок. Мы не будем вдаваться в подробности и просто покажем такие ошибки на примерах:

Она облокотилась спиной на стену (нельзя "облокотиться спиной", можно только рукой).
За хорошую учебу и воспитание детей родители обучавшихся были награждены (выглядит так, как будто учились родители, а не дети).

Нарушение абзацного членения текста: не нужно писать первым абзацем то, что в тексте было в конце - вот, что это такое. 

Памятка «КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ  ИЗЛОЖЕНИЕ»

 

1. Внимательно прослушай текст!

 

На экзамене используется аудиозапись. ее включают 2 раза, между  включениями большой интервал, чтобы вы смогли дописать текст, спокойно прочитать то, что вы записали, добавить что-то, обозначить примерно абзацы.

 

Записывать в черновике нужно с большими интервалами между словами и между строками, чтобы потом была возможность вписать недостающую информацию.  

 

Во время прослушивания аудиозаписи изложения не пишите все ряды однородных членов предложений, обособленные, уточняющие и вводные члены предложения.

 

2. Обдумай содержание текста.

 

Определите, какая информация является основной, какая – второстепенной.


 3. Определите значение непонятных слов.

 

По словарю, от учителя.


 4. Продумайте, какие способы сжатия сможете применить.

 

а) исключение; б) упрощение; в) исключение.

 

Пользуясь своими записями, планом, решением о способах сжатия, приступайте к написанию чернового варианта.


  5. Подсчитайте количество слов в черновике - от  70 до 90.

 

Стремитесь к цифре 80 в изложении.

 

 6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.


В изложении только 3 абзаца, они должны быть четко видны в тексте! 

 

Ясно, где будет первый абзац (это самое начало изложения), а вот остальные два абзаца нужно будет найти:

 

1 подсказка  - диктор, который читает изложение, будет делать значительные паузы между абзацами;

 

2 подсказка - в каждом абзаце своя микротема (микротема-это главная мысль абзаца), то есть в тексте есть общая тема (например, тема нравственности, или тема дружбы, или тема ценностей), а в каждом абзаце есть и  своя микротема, свои ключевые слова. 


 

 

Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. 

 

При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

 

Микротема – тема каждой смысловой части текста. Одна микротема  соответствует одному абзацу.

 

Тема текста – это то, о чём  говорится в тексте.

 

Идея текста (основная мысль) – это то главное, что хотел сказать автор.

 

Ключевые (опорные) слова – особенно важные для понимания данного текста.

 

 

Приёмы  сжатия (компрессии) текста.

 

     I.            Исключение

·         вводных слов;

·          однородных членов предложения;

·          повторов;

·          однотипных примеров;

·          риторических вопросов и восклицаний;

·          цитат;

·          деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

·          пояснений;

·          рассуждений;

·          описаний;

·         слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

 

 

При исключении необходимо:

 

1)      Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

 

2)      Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

 

Например:

 

 Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

    

Здесь избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их, оставим обобщающие слова  везде, во всём. Смысл предложения не изменится.

 

 Сказка живет везде,  во  всем (5 слов)

 

   

 II.            Обобщение или объединение

 

·         парцеллированных предложений;

·          ряда предложений, связанных одной мыслью;

·          частей предложений ;

·         конкретных, единичных фактов, событий, явлений

 

 

При объединении необходимо:

 

1)       Найти в тексте мелкие, единичные факты.

 

2)      Найти в них общее.

 

3)      Объединить эти факты на основе общего.

 

4)       Сформулировать получившееся предложение. 

 

Например:

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

 

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

 

 

  III.            Замена

 

·         однородных членов обобщающим словом;

·          сложного предложения – простым;

·          части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

·          прямой речи – косвенной;

·          части текста одним предложением;

·          части предложения местоимением и т.д. 

 

 

При замене необходимо:

 

1)   Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2)  Сформулировать получившееся предложение.

Например:

 

     Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

 

Сказки любят все. (3 слова )

 

 

 

 

Сочетание исключения и обобщения (объединения).

 

Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов).

 

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов).

 

 

Сочетание исключения и замены.

 

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова).

 

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов).

 

Сочетание замены, исключения и объединения.

 

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово).

 

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов).

 

 

Тесты. Микротемы. Готовые изложения
Все тексты с микротемами и образцами изл
Adobe Acrobat Document 174.0 KB

Тексты изложений с микротемами

Задание 1 ОГЭ. Изложения 2017
тексты изложений.pdf
Adobe Acrobat Document 822.1 KB
Приемы сжатия текста: исключение, упрощение, обобщение с примерами из текста
приемы сжатия (компрессии) текста.rar
compressed file archive 15.7 KB
Презентация с примерами сжатия, работа с текстом
анализ текста.rar
compressed file archive 750.7 KB

Часть 2. Тесты 2-4. Синтаксический и пунктуационный анализ

Задание 2

 

Синтаксический анализ.

Синтаксис изучает правила построения словосочетания, предложения, текста.

 

Задание направлено на анализ предложенного текста с точки зрения синтаксиса.

 

Обычно текст состоит из пяти предложений. Чаще всего встречаются задания, связанные с определением грамматической основы предложения.

 

Но могут встретиться и вопросы о второстепенных членах предложения, или нужно будет определить вид придаточной части сложноподчиненного предложения.

 

Что нужно повторить?

 

  • Способы выражения грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого;
  • Что представляют собой второстепенные члены предложения, как их отличить друг от друга;
  • Чем может быть осложнено простое предложение;
  • Что такое сложное предложение, какими бывают его виды, что такое придаточная часть и какой может быть она;
  • Способы подчинения придаточной части.

 

 

Теоретическая часть.

Задание 3

 

Пунктуационный анализ.

Пунктуация занимается изучением правил постановки знаков препинания в предложении.

 

Это задание нового формата, которое включает в себя абсолютно всю пунктуацию, которую школьники изучали на протяжении всего обучения.

Оно также представлено в форме небольшого текста, в котором пропущены знаки препинания.

 

На месте возможных знаков препинания стоят цифры, нужно выписать только те, которые соответствуют пунктуационному оформлению предложения.

 

В среднем, таких цифр может быть около 10.

 

 

Что нужно повторить?

 

 

  1. Знаки препинания при однородных членах предложения; Обособленные члены предложения;
  2. Вводные слова и вставные сочетания слов, обращения;
  3. Знаки препинания в сложносочиненным, сложноподчиненном и бессоюзном сложных предложениях;
  4. Пунктуация в предложении с прямой речью.

 

Теоретическая часть.

Задание 4

 

Синтаксический анализ.

Это задание направлено на анализ словосочетания: определение главного и зависимого слова, выявление вида связи слов в словосочетании, трансформация  исходного словосочетания в другой вид связи, указанный в задании.

 

Это задание кажется не таким сложным.

 

Во-первых,  потому что оно сохранилось из прошлогодних вариантов и не подверглось каким-либо изменениям.

 

И если учитель начал подготовку к экзамену еще в 8 классе, где изучается эта тема, то он, скорее всего, познакомил вас с заданием из ОГЭ по этой теме и научил его правильно выполнять.

 

Во-вторых, оно не предполагает несколько вариантов ответов: правильным будет лишь один вариант, соответствующий формулировке задания.

 

Что нужно повторить?

  1. Что такое словосочетание;
  2. Главное слово и зависимое в словосочетании;
  3. Виды связи слов в словосочетании.




Теоретическая часть.

 

Разбираем задание 5

Задание 5.

 

Орфографический анализ.

Орфография изучает основные правила написания слов.

 

Это задание является одним из сложных в ОГЭ по русскому языку.

 

Его сложность заключается в широком охвате орфографических правил в одном задании.

 

Кроме того программа в 8 и 9 классах рассчитана на изучение синтаксических правил, а орфография включается в нее в качестве повторения в начале учебного и в на заключительных уроках в конце четвертой четверти.

 

К тому же количество уроков русского с каждым годом в расписании становится все меньше: в 6 классе их шесть, а в 9 уже три.

 

Поэтому для успешного выполнения этого задания требуется регулярная повторительная работа всех правил орфографии.

 

Что нужно повторить?

 

1. Правописание корней слов: гласные и согласные орфограммы;

2. Правописание приставок: русских и иноязычных;

букв И и Ы после приставок перед корнем;

3. Правописание суффиксов всех частей речи (от существительного до наречия).

 

Этот раздел орфографии очень объемный и имеет много подводных камней. Один и тот же суффикс в словах разных частей речи имеет разное написание.

 

Поэтому в первую очередь нужно обращать внимание на то, к какой части речи относится анализируемое слово;

 

4. Правописание окончаний в таких частях речи как существительное, прилагательное, глагол, причастие;

 

5. Правильное употребление твердого и мягкого знаков в словах;

6. Правописание служебных частей речи (нужно уметь отличать их от омонимичных самостоятельных);

7. Правописание частицы не со словами разных частей речи.

 

 

 

Теоретическая часть.

Разбираем задания 6-8

Задание 6.

 

Анализ содержания текста.

Это задание также сохранилось из предыдущих версий экзамена.

 

Оно связано непосредственно с анализом того текста, на основе которого пишется сочинение-рассуждение.

 

Из предложенных утверждений нужно выбрать то, которое соответствует содержанию прочитанного вами текста.

 

Особых лингвистических знаний для выполнения этого задания не надо, поэтому повторять ничего не нужно.

 

От вас требуется только вдумчивое чтение предложенного текста и умение рассуждать и анализировать.

 

Это задание считается одним из легких: неверно выполнить его практически невозможно.
 

 

Теоретическая часть.

Задание 7.

 

Анализ средств выразительности. 

 

Это задание тоже сохранилось из прошлогодних вариантов.

 

Несущественно изменилась лишь его формулировка: сколько будет правильных ответов, в задании также не указано.

 

 

Что нужно повторить?

 

Повторить нужно основные тропы, часто встречающиеся в речи и в этом задании.

 

К таким тропам относятся:

  • эпитет (прилагательное в переносном значении),
  • метафора (образное выражение, скрытое сравнение),
  • сравнение (обороты со словами как, словно, будто),
  • олицетворение (неживое приобретает признаки живого, оживает),
  • гипербола (преувеличение фактов, явлений, размеров),
  • литота (преуменьшение фактов, явлений, размеров).

 

Также нужно еще раз перечитать учебник русского языка 6 класса, в котором говорится о такой лексической единице как фразеологический оборот.

 

Он представляет собой устойчивое неделимое сочетание слов, которое чаще всего можно заменить одним словом: бить баклуши – бездельничать.

 

Теоретическая часть.

Словарик изобразительно-выразительных средств.

 

 

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Аллегория

Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе)

Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ

 

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Метонимия

 

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чём ты воешь, ветр

ночной,

О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

  

ФИГУРЫ РЕЧИ.

 

Обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. 

Фигура

Значение термина

Пример

Анафора (или единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

 

Градация

(постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням.

Лексический повтор

 

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

 

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!

Плеоназм

Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.

Оксюморон

 

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.

Риторический вопрос, восклицание, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

Синтаксический параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской...

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу

Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания

Милый друг, и в этом тихом

Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

Доме Возле мирного огня. (А.Блок.)

 

 

 

Задание 8.

 

Лексический анализ.

Лексика изучает слово с точки зрения его значения.

 

От вас требуется провести лексический анализ, то есть определить значение названного в задании слова и заменить его либо синонимом из текста, либо найти противоположное ему по значению слово в тексте (антоним), либо найти слово, соответствующее указанному в задании значению.

 

 

Что нужно повторить?

 

 

1. Слова с точки зрения происхождения: заимствованные или же образовавшиеся в русском языке без заимствования;

2. Слова с точки зрения их употребления: профессиональная лексика, разговорная лексика, книжные слова, слова-жаргоны, употребляемые людьми определенной среды, диалектные слова, которые встречаются лишь в определенных уголках нашей страны;

3. Слова с точки зрения их значения: имеющие только одно значение (компьютер), или же имеющие несколько значений (мышка);

4. Слова с точки зрения смысловых отношений: омонимы, синонимы и антонимы;

5. Лексические процессы в русском языке: появление новых слов (неологизмы), утрачивание слов, которым на смену пришли новые (архаизмы), полное исчезновение слов из языка ввиду исчезновения называемых этими словами предметов (историзмы).

 

 

Теоретическая часть.

Сочинение-рассуждение

Шаблон написания сочинения-рассуждения 9.2.

 

Прочитайте задание.

Нужно верно объяснить смысл фрагмента текста.

 

 

АБЗАЦ 1

 

Процитировать обозначенный в задании фрагмент, кратко (в 2-3 предложениях) объяснить его смысл, указывая, кто из героев произносит эту фразу и о чем он хочет сказать, сделать микровывод, т. е. сформулировать тезис о смысле фрагмента.

 

Клише к вступлению:

Смысл данного отрывка (данной фразы, данного высказывания) я понимаю так …

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

Текст (автор) заканчивается словами: "…". Смысл финала текста, на мой взгляд, заключается в следующем … .

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
 

 

 

АБЗАЦ 2.

 

В абзац 2 включите первый  пример из текста ( для этого укажите № этого предложения или цитату), подтверждающий ваш тезис и микровывод (свяжите ваш тезис и пример из текста, как ваш пример подтверждает ваш тезис?)

 

Клише к аргументации:

Во-первых...

Например...

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения… Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

 

 

АБЗАЦ 3.

 

В абзац 3 напишите второй пример из текста (для этого укажите № этого предложения или цитату), подтверждающий ваш тезис  (свяжите ваш тезис и пример из текста, как ваш пример подтверждает ваш тезис?)

 

 

Клише к аргументации:

Во-вторых...

Например...

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения… Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

 

 

АБЗАЦ 4.

 

В абзаце 4 напишите заключение (перед написанием заключения перечитайте сочинение, еще раз тезис и подведите итог).

 

Клише к заключению: 

Таким образом ...

Итак ...

Следовательно ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение могу сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное ...

Из этого следует, что ...

 

 

 

Шаблон написания сочинения-рассуждения 9.3. 

 

 

Прочитайте задание.

Сформулируйте определение слова, данного в задании.  

 

 

АБЗАЦ 1

 

Напишите вступление, взяв в качестве тезиса данное Вами  определение.

 

Прокомментируйте свое определение.

 

Клише к вступлению:

 

Я думаю...

Я полагаю...

Мне кажется....

Я уверен в том, что...

По-моему...

По моему мнению...

Сейчас я это докажу...

 

 

АБЗАЦ 2.

 

В абзац 2 включите один  пример из текста ( для этого укажите № этого предложения или цитату), подтверждающий данное Вами определение и микровывод (свяжите ваш тезис и пример из текста, как ваш пример подтверждает ваш тезис?)

 

 

Клише к аргументации:

Во-первых...

Например...

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения… Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

 

 

АБЗАЦ 3.

 

В абзац 3 напишите один пример из Вашего жизненного опыта, подтверждающий данное Вами определение (свяжите ваш тезис и пример из текста, как ваш пример подтверждает ваш тезис?)

 

Клише к аргументации:

Во-вторых...

Например...

В подтверждение этой мысли приведу пример из жизни… Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере жизненного опыта…

 

 

АБЗАЦ 4.

 

В абзаце 4 напишите заключение (перед написанием заключения перечитайте сочинение, еще раз тезис и подведите итог).

 

Клише к заключению: 

Таким образом ...

Итак ...

Следовательно ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение могу сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...

Обобщая сказанное ...

Из этого следует, что ...

 

СТРОЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 

 

I Абзац - небольшое ВСТУПЛЕНИЕ

(1-2 предложения), подход к тезису.

 

II-III Абзацы. Основная часть

 

II Абзац.  ТЕЗИС  состоит из:

1. Помощник (я согласен со словами....;  прав был ..., говоря..;  я считаю утверждение... верным и т.д.)

2. Цитата, с которой вы соглашаетесь (дана в самом задании)

3. Свое рассуждение о цитате (как вы ее понимаете)

4. Помощник (обратимся к тексту;   докажем это примерами из текста и т.д.)

 

III Абзац -  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

состоит из 2-х   АРГУМЕНТОВ  и ПРИМЕРОВ К НИМ ИЗ ТЕКСТА,

а в 15.1. нужно и указать РОЛЬ ПРИМЕРА в тексте

 

ПЕРВЫЙ  АРГУМЕНТ состоит из:

1. Помощник ( во-первых)

2. Аргумент  из текста

3. Пример (указание на номер(-а) предложений из текста)

4. Роль примера в тексте 

 

ВТОРОЙ АРГУМЕНТ состоит из:

1. Помощник (во-вторых)

2. Аргумент из текста 

3. Пример (выписываем цитату из текста в кавычках)

3. Роль примера в тексте

 

IV Абзац. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод) 

!!!  Перечитываем тезис

1. Помощник ( итак;  таким образом;   из этого следует)

2. Подтверждаем тезис.

 

 Таким образом, сочинение-рассуждение должно состоять из от 3 до  5 абзацев

3 абзаца (вступление - тезис+доказательство-заключение),

4 абзаца (вступление-тезис-доказательство-заключение),

5 абзацев (вступление-тезис-1 аргумент-2 аргумент-заключение)

Презентация Егораевой "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Здесь очень подробно рассмотрены все темы сочинений
ГИА 2013 Сочинение-рассуждение на лингви
compressed file archive 2.4 MB

 

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (Таблица 3).

  

 

 

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм  
  Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки. 2
  Допущено две-три ошибки. 1
  Допущено четыре и более ошибки. 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм  
  Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок. 2
  Допущено три-четыре ошибки. 1
  Допущено пять и более ошибок. 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм  
  Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка. 2
  Допущено две ошибки. 1
  Допущено три и более ошибки. 0
ГК4 Соблюдение речевых норм  
  Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок. 2
  Допущено три-четыре ошибки. 1
  Допущено пять и более ошибок 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи  
  Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2
  Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов. 1
  Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов. 0
  Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 10

! По этой таблице оценивается  изложение и сочинение вместе

  

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 3 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 - 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 - 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГКЗ - 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 - 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

 

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

 

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

-     если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице;

-     если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);

-     если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

 

 

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39 баллов.

Как писать сочинения 9.3

Темы сочинений 9.3, шаблоны, речевые клише, виды вступлений и заключений, приемы связки