Все материалы этого сайта  являются объектами авторского права. Запрещено копирование, распространение, а также любое использование информации без согласия автора.

Свидетельство               о регистрации  сайта

 

Литература — это когда читатель

столь же талантлив,

как и писатель
М. Светлов

Итоговое сочинение

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

(http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie)

Итоговое сочинение 2022-2023

Направления сочинения и комментарии

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ ЗАКРЫТОГО БАНКА ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

 

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

 

Темы этого раздела:

 связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

 нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

 касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

 позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

 побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

 

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.

 

Темы этого раздела:

 связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;

 нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;

 касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;

 позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своём вкладе в общественный прогресс;

 побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.

 

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека.

 

Темы этого раздела:

 связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

 нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки;

 касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

 позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

 побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Произведения ко всем направлениям

Список книг к разделу 1."Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека"

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

1. А.С. Пушкин “Евгений Онегин”, «Капитанская дочка»

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

5. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», 

6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

7. Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»

8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»

9. И.А. Гончаров «Обломов»

10.И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

11.А.Н. Островский «Гроза»

12.А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

13.М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

14.Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

15.А.И. Солженицын “Матренин двор”

16.В.К. Железников «Чучело»

17.А.П. Платонов «Юшка»

18.В.А. Каверин «Два капитана»

19.М. А. Шолохов «Тихий Дон»

20.У. Шекспир «Гамлет»

21.И. Гете «Фауст»

22.А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

23.Дж. Оруэлл «1984»

24.Д. Киз "Цветы для Элджернона"

25.Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

26.Х. Ли «Убить пересмешника»

27.Куприн «Чудесный доктор»

28.Алексей Толстой "Русский характер"

29.В. Шукшин «Волки»

30.Бунин «Лапти» 31.Чехов «Тоска»

32.Паустовский «Телеграмма»

33.Горький «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре» 34.Бунин «темные аллеи», «Холодная осень»

35.О.Генри «Последний лист», «Дары волхвов»

36.А.Грин «Зеленая лампа»

37.Бредбери «Зеленое утро»

38.А. Костюнин «Совенок»

39.Нодар Думбадзе "Собака"

 

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

 

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», "Моцарт и Сальери", "Евгений Онегин" 2. Л.Н. Толстой «Война и мир»

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

4. А.П. Чехов «О любви»

5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

6. И.А. Гончаров «Обломов»

7. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

8. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»

9. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

10.А.Н. Островский «Гроза» 11.К. Г. Паустовский «Телеграмма»

12.В. Г. Короленко «Дети подземелья»

13.В. Закруткин «Матерь человеческая»

14.А.П. Платонов «Юшка»

15.В.Г. Распутин «Уроки французского»

16.В.К. Железников «Чучело»

17.А.И. Солженицын «Матренин двор»

18.В.А. Каверин «Два капитана»

19.М.А. Шолохов «Тихий Дон»

20.Г. Щербакова «Вам и не снилось»

21.А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»

22.У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

23.Дж. Толкиен «Властелин колец»

24.К. Льюис «Лев колдунья и платяной шкаф» «Хроники Нарнии»

25.Дж. Роулинг книги о Гарри Поттере

26.Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

27.Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»

28.В. Гюго «Отверженные»

29.Х. Ли «Убить пересмешника»

30.О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

31.У. Голдинг "Повелитель мух" 32.Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби» 33.О. Генри «Дары волхвов»

34.С. Кинг «Зеленая миля»

35.Вячеслав Дегтев "Четыре жизни"

36.Вячеслав Дегтев "Крест"

37.Александр Костюнин "Совёнок"

38.Вячеслав Дегтев "Разумные существа"

39.Александр Костюнин "Рукавичка"

 

1.3. Познание человеком самого себя

 

1. Л.Н. Толстой «Война и мир»

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

3. И.А. Гончаров «Обломов»

4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»

5. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

 

1.4. Свобода человека и ее ограничения

 

1. Л.Н. Толстой «Война и мир» 2. А.Н. Островский «Гроза»

3. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

4. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5. Е.И. Замятин «Мы»

6. М. Горький «Старуха Изергиль»

7. А. Азимов “Я, робот”

8. У. Голдинг "Повелитель мух"

9. Дж. Оруэлл «1984»

10.О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

11.Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

 

Список книг к разделу "Семья, общество, Отечество в жизни человека"

 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

 

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» «Станционный смотритель»

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

3. Л.Н Толстой «Война и мир»

4. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

5. М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»

6. А.П. Чехов «Вишневый сад»

7. И.А. Гончаров «Обломов»

8. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

9. К. Г. Паустовский «Телеграмма»

10.В. Г. Короленко «Дети подземелья»

11.В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,

12.С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова –внука»

13.Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

14.М. Твен «Приключения Тома Сойера»

15.Х. Ли «Убить пересмешника»

16.Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

17.Дж. Роулинг серия книг о Гарри Поттере

18.М. Зусак «Книжный вор»

19.Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …»

20.А. Гавальда «35 кило надежды»

 

2.2. Человек и общество

 

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»

2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»

3. А.П. Чехов «Человек в футляре», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»

4. Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»

5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

6. М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко, Ларре),

7. А.И. Солженицын “Матренин двор” 8. Д.И. Фонвизин “Недоросль”

9. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» 10.Е. Шварц «Дракон» 11.А.П. Платонов «Юшка»

12.А. Грин «Зеленая лампа»

13.В.Г. Короленко «В дурном обществе»

14.В.К. Железников «Чучело»

15.Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»

16.Х. Ли «Убить пересмешника»

17.В. Гюго «Отверженные»

18.С. Коллинз «Голодные игры»

19.Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

20.Д. Дефо «Робинзон Крузо»

21.Д. Киз «Цветы для Элджернона»

22.У. Голдинг "Повелитель мух"

23.К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»

 

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

 

1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

3. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

4. Л.Н Толстой «Война и Мир», «После бала», «Кавказский пленник»

5. М.Ю. Лермонтов «Песня про… купца Калашникова»

6. М.А. Шолохов «Судьба человека»

7. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

8. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

9. Н.С. Лесков «Левша»

10.Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

11.А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

12.Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

 

Список книг к разделу "Природа и культура в жизни человека"

 

3.1. Природа и человек

 

1. В.П. Астафьев «Царь-рыба»

2. Ч.Т. Айтматов «Плаха», «Когда падают горы: вечная невеста», «Буранный полустанок»

3. И.С. Тургенев «Записки охотника», «Бирюк»

4. А.И. Куприн «Олеся»

5. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»

6. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

7. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

8. А.П. Чехов «Дядя Ваня», «Крыжовник», «Степь»

9. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»

10.К.Г. Паустовский, «Мещерская сторона», «Повесть о лесах»

11.И.А. Бунин «Антоновские яблоки», «Суходол»

12.М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

 

3.2. Наука и человек

 

1. М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»

2. Ч.Айтматов «И дольше века длится день»

3. А. Азимов «Я,робот», «Позитронный человек»

4. А. Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»

5. Д. Киз «Цветы для Элджернона»

 

3.3. Искусство и человек

 

1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

2. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

3. В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

4. Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»

5. Н.В. Гоголь «Портрет»

6. Н.С. Лесков «Левша»

7. В. К. Железников «Чучело»

8. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

9. М. Зусак «Книжный вор»

Направления всех лет и комментарии к ним

Направления за 2021-2022 учебный год

 

  1. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

 Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

 

  1. Книга (музыка, фильм, спектакль) – про меня

 Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

 

  1. Преступление и наказание – вечная тема

 Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

 

  1. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

 Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

 

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

 Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

 

Направления за 2020-2021 учебный год

 

6.  Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

 

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

 

7. Разговор с собой

 

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

 

8. Время перемен

 

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

 

9. Я и другие

 

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему

 

10. Забвению не подлежит

 

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние, как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы

 

Направления за 2019-2020 учебный год

 

11. Он и она.

 

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

 

12. Гордость и смирение

 

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения

 

13. Добро и зло

 

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления

 

14. Надежда и отчаяние

 

В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

 

15. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

 

Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях

 

Направления на 2018-2019 учебный год

 

16. Доброта и жестокость

 

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

 

17. Искусство и ремесло

 

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

 

18. Месть и великодушие

 

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

 

19. Мечта и реальность

 

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

 

20. Отцы и дети

 

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

 

 

Направления за 2017-2018 учебный год

 

21. Человек и общество

 

 

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации. 

 

22. Смелость и трусость

 

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

 

23. Цели и средства

 

 

Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали. 

 

24.«Равнодушие и отзывчивость»

 

 

Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых
 откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности. 

 

25. «Верность и измена»

 

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

 

Направления за 2016-2017 учебный год

 

 

26. Дружба и вражда

 

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

 

27. Опыт и ошибки

 

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

 

28. Победа и поражение

 

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

 

29. Честь и бесчестье

 

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

 

30. Разум и чувство

 

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 

 

Направления за 2015-2016 учебный год

 

 

31. Год литературы

 

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. 

 

32. Путь

 

Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения. 

 

33. Любовь

 

Направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

 

 

34. Дом.

 

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего. 

 

35. Время

 

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха. 

Направления за 2014-2015 учебный год

 

 

36. Чем люди живы.

 

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

 

37. Спор поколений: вместе и врозь

 

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

 

 

38. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

 

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

 

39. Вопросы, заданные человеку войной.

 

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

 

40. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

 

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

 

Закрытый банк всех тем с ФИПИ

Все темы итогового сочинения.pdf
Adobe Acrobat Document 197.8 KB

Герои-антиподы в литературе

 

Герои-антиподы встречаются в художественных произведениях отечественных писателей очень часто. Именно на их сопоставлении легче строить сочинение.

 

В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина героями-антиподами являются Евгений Онегин и Владимир Ленский.

 

В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина – Петр Гринев и Алексей Швабрин.

 

В романе И. Гончарова «Обломов» – Илья Обломов и Андрей Штольц.

 

В "Отцах и детях" И. Тургенева - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров

 

В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - это Александр Чацкий и Алексей Молчалин.

 

В романе "Преступление и наказание" - это Дмитрий Разумихин и Родион Раскольников 

 

В драме А.Н. Островского "Гроза" - это Катерина и Варвара.

 

В повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" - Андрий и Остап.

 

В рассказе Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" - это Жилин и Костылин.

 

В романе "Война и мир" Л.Н. Толстого - это Наташа и Соня Ростова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Пьер Курагин и Федор Долохов.

 

В рассказе М. Горького "Старуха Изергиль" - это Данко и Ларра.

 

В пьесе М.Горького "На дне"- Лука (жалость к людям, мечты, иллюзии) и Сатин (правда, свобода)

Структура итогового сочинения

 

Возьмем в пример тему «Как вы понимаете пословицу «Береги честь смолоду»»?

1 АБЗАЦ – ВСТУПЛЕНИЕ.

  1. Вступление - это рассуждение по ключевым словам темы.

___________________________________________________________

Например, что такое честь? Какого человека мы можем назвать человеком чести? Почему честь нужно беречь именно смолоду?

( Можно задать серию вопросов, а в тезисе ответить. Или можно во вступлении ответить на эти вопросы).

Слово «честь» – емкое понятие и включает в себя много нравственных категорий.

______________________________________________________________________

2 ВТОРОЙ АБЗАЦ

Тезис + 1 аргумент+ пример+ микровывод

2.1.Тезис – это ответ на вопрос темы. Если тема сформулирована не как вопрос, нужно составить из нее вопрос и ответить.

ТЕЗИС ВЫТЕКАЕТ ИЗ ТЕМЫ И ТЕСНО С НЕЙ СВЯЗАН! Не уходите от темы. _______________________________________________________

Если тема «Как вы понимаете пословицу «Береги честь смолоду»», то тезис должен звучать как ответ:

«Я понимаю пословицу «Береги честь смолоду» так: люди всегда должны поступать по чести, с юности и на протяжении всей жизни, потому что даже один небольшой бесчестный поступок может запятнать репутацию человека на всю жизнь. Честь – это внутренний нравственный кодекс человека, включающий чувство справедливости, уважение , порядочность и верность по отношению к другим людям, своей стране.

______________________________________________________________________

В данной теме вы должны раскрыть не только, что такое честь, но и почему ее нужно беречь с детства.

 

2.2. Переход от тезиса к аргументу.

Клише: Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы...

Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы...

В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы...

об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

______________________________________________________________________

Например, тема чести и бесчестия затрагивается во многих художественных произведениях.

______________________________________________________________________

2. 3. Первый аргумент.

Клише: Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора) ...

____________________________________________________

Например, в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»  мы встречаем двух героев, которые являются яркими примерами чести (Гринев) и бесчестия (Швабрин) ____________________________________________________

2.4. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ (иллюстративная часть).

Самая объемная часть сочинения. Ни в коем случае не пересказ! Только анализ. (смотри Памятку «Как строить литературный аргумент»)

_________________________________________________

Петруша Гринев – недоросль, как он сам себя называет, получает отнюдь не блестящее и глубокое образование, сначала проявляет себя не с лучшей стороны: проигрывает крупную сумму в карты, обижает преданного слугу Савельича. Но нравственные заветы отца, Андрея Петровича, ценности семьи Гриневых, построенные на уважении и любви сформировали характер Петруши и определили его нравственные ориентиры. В дальнейшем в произведении мы видим, как молодой Гринев проявляет себя как человек чести . В любви он не принуждает Машу быть с ним после того, как его родители не благословляют их союз. В дружбе Петр также проявляет себя как порядочный человек, прощая Швабрина за многие бесчестные поступки. С людьми, которые ниже Гринева по социальному статусу он прост в общении, например, семью Мироновых любит за искренность и открытость. Петр верен своему воинскому долгу, не переходит на сторону врага и не нарушает присяги. ____________________________________________________

2.5. МИКРОВЫВОД К 1 ПРИМЕРУ

Нужно объяснить, зачем вы написали пример из художественного произведения и что он доказывает. Что хотел нам показать автор?

 Клише: Автор считает, что…  Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

 Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …

____________________________________________________

В образе Петра Гринева А.С. Пушкин раскрывает нам, что значит «быть человеком чести», показывает героя, который ни разу в жизни ни в чем не оступился и не уронил своей чести: ни в любви, ни в дружбе, ни в служении своей стране.

______________________________________________________

3 ТРЕТИЙ АБЗАЦ-ВТОРОЙ АРГУМЕНТ

Переход от одного аргумента к другому.

Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Клише: Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)...  

Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения...  

Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

2 аргумент+ пример+ микровывод

Может быть из этого же произведения, из другого произведения, из истории, жизни, кино, личного опыта и т.д.

4 ЧЕТВЕРТЫЙ АБЗАЦ – ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Перед написанием заключения нужно ПЕРЕЧИТАТЬ свое сочинение.

+ Тесно должны быть связаны и вытекать друг из друга ТЕМА-ТЕЗИС-ПРИМЕРЫ,

+ сочинение должно соответствовать теме, проверить, не отступили ли вы от темы?

+ все ли части есть по плану, не потерян ли микровывод или логический переход от 1 аргумента ко 2-му.

Клише: Таким образом, можно сделать вывод: … Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить…

____________________________________________________

Пример итогового сочинения тему «Как вы понимаете пословицу «Береги честь смолоду»»?

    Что такое честь? Какого человека мы можем назвать человеком чести? Почему честь нужно беречь именно смолоду?  Слово «честь» – емкое понятие и включает в себя много нравственных категорий.

     Я понимаю пословицу «Береги честь смолоду» так: люди всегда должны поступать по чести, с юности и на протяжении всей жизни, потому что даже один небольшой бесчестный поступок может запятнать репутацию человека на всю жизнь. Честь – это внутренний нравственный кодекс человека, включающий чувство справедливости, уважение , порядочность и верность по отношению к другим людям, своей стране. Тема чести и бесчестия затрагивается во многих художественных произведениях. Например, в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»  мы встречаем двух героев, которые являются яркими примерами чести (Гринев) и бесчестия (Швабрин) . Петруша Гринев – недоросль, как он сам себя называет, получает отнюдь не блестящее и глубокое образование и сначала проявляет себя не с лучшей стороны: проигрывает крупную сумму в карты, обижает преданного слугу Савельича. Но нравственные заветы отца, Андрея Петровича, ценности семьи Гриневых, построенные на уважении и любви сформировали характер Петруши и определили его нравственные ориентиры. В дальнейшем в произведении мы видим, как молодой Гринев проявляет себя как человек чести . В любви он не принуждает Машу быть с ним после того, как его родители не благословляют их союз. В дружбе Петр также проявляет себя как порядочный человек, прощая Швабрина за многие бесчестные поступки. С людьми, которые ниже Гринева по социальному статусу, он прост в общении, например, семью Мироновых любит за искренность и открытость. Петр верен своему воинскому долгу, не переходит на сторону врага и не нарушает присяги. В образе Петра Гринева А.С. Пушкин раскрывает нам, что значит «быть человеком чести», показывает героя, который ни разу в жизни ни в чем не оступился и не уронил своей чести: ни в любви, ни в дружбе, ни в служении своей стране.

     В этом же произведении А.С. Пушкина представлен совершенно другой образ, антипод Петра Гринева. Это Алексей Швабрин, который на протяжении всей повести ведет себя как бесчестный человек: он оскорбляет семью Мироновых, потому что считает себя выше, ведь он богатый дворянин. Алексей влюблен в Машу, но и в любви ведет себя недостойно: наговаривает на нее, называя «дурочкой», старается опорочить ее в глазах Гринева, похищает девушку и насильно удерживает, пока та не согласится быть его женой. В дружбе Швабрин поступает как предатель: подло, исподтишка ранит Гринева, когда он оборачивается на крик Савельича. При первой возможности Швабрин переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Пушкин показывает бесславную жизнь человека, у которого нет ни чести, ни достоинства. Недаром писатель ни слова не говорит о родителях Швабрина: за него некому заступиться, он получил прекрасное образование, но ему не привили нравственных основ, которые получил в семье Петр Гринев, поэтому Швабрин вырос аморальным человеком.

     Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что честь включает в себя много понятий: верность долгу, верность в любви, открытость в дружбе и в общении с людьми. Честь необходимо беречь с юных лет, всегда и везде стараться вести себя достойно, чтобы не было стыдно всю оставшуюся жизнь за нечестные поступки.   (419 слов)

Шаблоны итогового сочинения: варианты вступлений, построение основной части, варианты заключений

Дата публикации:

22 сентября 2017 года

Варианты вступления

Вид вступления

Описание

Пример

Историческое

Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.

Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели  увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности.

Аналитическое

Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).

Великая Отечественная война. Она была тяжёлым испытанием для страны, народа, каждого человека в отдельности. Именно в военные годы проявились главные черты личности. Испытания выявили  сущность человека. Одни стойко всё выдержали, остались верны стране, народу. Другие, ради спасения своей жизни, изменяли всему тому, что было, казалось,  так дорого, становились предателями, выживая за счёт жизни других.

Биографическое

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «В чём заключается смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Цитатное

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.

«В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится», – сказал В.С. Высоцкий. Задумаемся над этой фразой. О какой верности идёт речь? О верности любимому человеку?  Родине? Верности самому себе?

Личностное

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения

Вступление должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

 

Основная часть

Тезис

Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому,  что каждый станет частью огромной государственной  машины,  превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей

Развитие мысли,

обращение к произведению

Об этом роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман —  это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды.

Иллюстративная часть (доказательства, примеры)

Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили  его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины («Идеал там,  где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость, счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером.

Микровывод

Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» ,  состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.

Все, представленное в основной части - это один абзац.

Каждый абзац в основной части состоит из тезиса, развития мысли, доказательства и микровывода.

 

Варианты заключения

Вид заключения

Описание

Пример

Обобщение написанного

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.

Таким образом, верность в любви делает её настоящей, крепкой, приносящей счастье и радость, наполняет жизнь смыслом. А измена, какими бы причинами она ни была объяснена, это всегда предательство – чувств, доверия, любви. Именно об этом писали классики в своих произведениях, словно подчёркивая мысль, что счастье человека всегда нуждается в верности

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

Желание быть богатым всегда свойственно людям. Цель эта хорошо понятна. Но вот всегда ли человек использует достойные средства? Не опускается ли он до низости, беззакония, несправедливости? Об этом должен  думать каждый, определяя средства достижения своих целей, чтобы быть уважаемым и достойным  человеком в обществе.

Призыв к читателю

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.

Автор о многом заставляет задуматься читателей: и о беззаконии, которое может  допустить народ, боясь говорить правду, и о необходимости совместно выступать против любого рода несправедливости. Необходимо  защищать свои права, проявляя смелость, решительность! Страх порождает трусость, боязнь что- либо предпринять и ради своей свободы,   ради справедливости в обществе вообще. А этого нельзя допускать!

Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.

Быть верным именно нравственным принципам учат читателей произведения классиков литературы. Как здесь не вспомнить слова из лирического отступления из поэмы Н.В.Гоголя « Мёртвые души»!

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.  

шаблоны итогового сочинения.pdf
Adobe Acrobat Document 215.2 KB
Амелина Итоговое сочинение.pdf
Adobe Acrobat Document 3.3 MB

Дата публикации:

04 сентября 2018 года

Клише для итогового сочинения

Часть сочинения

Клише

Вступление

 С давних времён люди задумывались над вопросом …

 Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

 Как следует относиться к …?

 Для чего нужно…?

 (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

 

Основная часть

 

       Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:

  • Укажите автора и полное название произведения.
  • Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
  • Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
  • Подведите промежуточный итог.

Тезис

  Я считаю, что…

 На мой взгляд, ….



Переход от тезиса к аргументу







  Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

 Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

 В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

 Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

  Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) 

Аргумент

 Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

 Вспомним произведение (название и ФИО автора) ...

 Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

 Автор повествует о …

 Писатель описывает…

 Писатель рассказывает о …

 В этом произведении в центре стоит…

 Главный герой (героиня) …

Микровывод

 Автор считает, что…

 Поэт думает, что…

 Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

 Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …

Переход ко второму литературному примеру

 Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

 Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

 Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

 Таким образом, можно сделать вывод: …

 Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

 Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

 В заключение хочется отметить…

 В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

 Мне бы хотелось верить, что…

 Хотелось бы, чтобы люди задумались…

 Давайте будем….

Рабочий лист № 1. Памятка,  список литературы, примеры

Рабочий лист 1.pdf
Adobe Acrobat Document 481.3 KB

Рабочий лист № 2.

Упражнение 1. Учимся формировать ядро сочинения
Рабочий лист 2 Упражнение 1. Учимся форм
Adobe Acrobat Document 199.5 KB

Рабочий лист № 3.

Упражнение 2. Формируем ядро по направлениям "Семья". "Дом"
Рабочий лист 3 Семья. Дом.pdf
Adobe Acrobat Document 281.5 KB

Рабочий лист № 4.

Упражнение 3. Формируем ядро к направлению "Общество".
Это сложные темы, выбирать их нужно тем, кто хорошо знает, помимо литературы, обществознание и историю
Рабочий лист 4 Общество .pdf
Adobe Acrobat Document 283.8 KB

Рабочий лист № 5.

Пошаговый план сочинения
Рабочий лист 5. .pdf
Adobe Acrobat Document 184.7 KB

Критерии оценивания итогового сочинения

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

 

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

 

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;

  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

  3. «Композиция и логика рассуждения»;

  4. «Качество письменной речи»;

  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

 

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

 

Критерий № 5 «Грамотность»1

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

 

Данные критерии носят рекомендательный характер. Образовательная организация высшего образования вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема и самостоятельности.

 

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

 

Если при проверке сочинения по критерию № 1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2

Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выборлитературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

2

Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения,

и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения,

и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

1

сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала.

0

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли.

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2нарушений композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль не развивается.

1

Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть.

0

К4. Качество речи

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли,, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов.

2

Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.

 

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

К5. Оригинальность сочинения

Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля.

1

В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.

0

К6. Речевые нормы

Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки.

2

Допущено 3–4 речевые ошибки.

1

Допущено 5 и более речевых ошибок.

0

К7. Орфографические нормы

 

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

3

Допущено 2–3 орфографические ошибки.

2

Допущено 4–5 орфографических ошибок.

1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

0

К8. Пунктуационные нормы

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

3

Допущено 2–3 пунктуационные ошибки.

2

Допущено 4–5 пунктуационных ошибок.

1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

0

К9. Грамматические нормы

 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка.

2

Допущено 2–3 грамматические ошибки.

1

Допущено 4 и более грамматических ошибок.

0

К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале.

0

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20


Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу

 

Отметка по десятибалльной системе

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Первичный

балл

0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

 

1 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения».

 

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.

 

2 Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. Оценивание итогового изложения указанной категории участников итогового изложения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового изложения» и «Самостоятельность написания итогового изложения». Итоговое изложение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.

Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки.

 

Примеры итоговых сочинений

Write a comment

Comments: 4
  • #1

    Бражникова С.В. (Tuesday, 12 June 2018 21:01)

    Очень грамотная и нужная информация. Большое спасибо за Вашу щедрость. Успехов Вам и Вашим воспитанникам!

  • #2

    автор (Tuesday, 18 September 2018 07:18)

    Спасибо за приятные слова! Удачи Вам и успехов!

  • #3

    Исламова Салми (Monday, 12 November 2018 23:03)

    Очень понятная и нужная информация.Работаю по ней.Спасибо большое!

  • #4

    Алла (Friday, 16 August 2019 11:04)

    Спасибо!!!!