Все материалы этого сайта  являются объектами авторского права. Запрещено копирование, распространение, а также любое использование информации без согласия автора.

Свидетельство               о регистрации  сайта

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ВИДАМ УРОКОВ

                        Виды (формы) уроков:

1) ТРАДИЦИОННЫЕ - лабораторное занятие, практикум, экскурсия, конференция,

семинар;                                                                                                                                                 

2) НЕТРАДИЦИОННЫЕ - заочное путешествие, спектакль, презентация, аукцион,

суд, соревнование, турнир, брифинг, пресс- конференция

круглый стол, телемост, телепередача, киностудия, кино-

видео – теле - уроки.

 

 Структурные компоненты урока:

1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока. Психологическое погружение в учебную ситуацию. Внутренняя и внешняя подготовка учащихся.

2. Проверка знаний, умений и навыков учащихся. Реализация домашнего задания. Подведение учащихся к изучению новой темы.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление ЗУН.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных заданий.

6. Организация  домашнего задания: инструктаж о целях, видах и способах выполнения домашней работы.

7. Проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии.

 

 Примерное распределение структурных компонентов в соответствии с типом урока:

- повторительно - обобщающий – 1- 4 - (5) - 6

- изучения нового материала – 1- 2 – 3 – 4 - (5) - 6

- контроля ЗУН – 1- (7) - (5) - 6

- комбинированный урок – 1 – (7) – 2 – (3) – 4 – (5) – 6

 

 Методы обучения:

а) по источнику познания – устный,

печатно - словесный, наглядный,

практический;

б) по уровню познавательной деятельности  -   объяснительно- иллюстративный,

репродуктивный,

проблемный,

частично- поисковый,

исследовательский.

 

Формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся:

  1. формы - индивидуальная, фронтальная, групповая;
  2. виды – устный, письменный, практический;
  3. приёмы – беседа, рассказ, ответ, тестирование, тренировочные упражнения; составление планов, схем, таблиц; сочинения, письменные контрольные работы,  обсуждение, диалог, описание и т. д.  

 

Вариант оформления календарно-тематического плана учебного курса в соответствии с требованиями ФГОС

 

 

1.    Тема урока

2.    Кол-во часов

3.    Тип урока

4.    Планируемые предметные результаты

5.    Планируемые метапредметные результаты

6.    Деятельность обучающихся

7.    Использование учебного оборудования

8.    Использование компьютерного оборудования

9.    Внеурочная деятельность

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

 1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§    с целью подготовки к контрольному уроку

§    с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

 1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

 5. Структура урока контроля знаний и умений

 1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

 1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

 7. Структура комбинированного урока.

 1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 

Схема анализа урока по ФГОС

Класс_______________________________

Предмет_______________________________________

Автор учебника________________________________

Тема  урока___________________________

 

 

Этапы анализа

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

 

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

 

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию  изучения данной темы (учебный материал)

 

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

 

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

 

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование   УУД

 

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

 

5.

Содержание урока:

 

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

 

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

 

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития  познавательной активности и самостоятельности.

 

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

 

6.

Методика проведения урока:

 

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

 

6.2.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

 

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

 

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

 

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

 

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

 

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

 

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

 

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

 

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

 

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

 

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

 

7.

Психологические основы урока:

 

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

 

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

 

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

 

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

 

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

 

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

 

                                                                                                                                             Итого:

 

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2- в полном объёме.

 

Отзыв об уроке

ОТЗЫВ

об уроке/занятии

 

________________________________________________

                   (Ф.И.О. педагогического работника, должность, место работы)

____________________________________________________                                     (тема и дата проведения мероприятия)

 

Критерии

Баллы

1

Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них

 

2

Замысел занятия реализован

 

3

Содержание урока оптимально (научно, доступно)

 

4

Проблемный характер изложения учебного материала

 

5

Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов

 

6

Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения

 

7

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций:

 

в предметной области

 

 

в области информационных технологий

 

 

в проектно-аналитической деятельности

 

 

в исследовательской деятельности

 

 

в плане продолжения образования и  эффективного самообразования

 

8

Занятие способствовало  развитию  качеств личности:

 

коммуникативность, способность к эффективному общению, регулированию конфликтов

 

 

критическое мышление

 

 

креативность, установка на творчество

 

 

самостоятельность и ответственность

 

 

рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу

 

 

толерантность, уважение к межкультурным и прочим различиям

 

9

Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора

 

10

Занятие помогло обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении  

 

11

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем

 

12

Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией

 

13

Комфортность образовательной среды: материально-техническое  обеспечение, удобство расстановки рабочих мест

 

14

Качество методического обеспечения (пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.) методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся

 

15

Психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся)

 

16

Партнерский стиль отношений педагога и обучающихся

 

 

 

Всего баллов:

 

 

 Вывод: ____________________________________________

  Учитель___________________________________________

               (Ф.И.О., должность, место работы)                                       (подпись)

 

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей

шкале:

1.   Достигнуто в высокой степени                      4 балла

2.   Достигнуто почти в полной мере                  3 балла

3.   Достигнуто частично                                      2 балл

4.   Достигнуто в малой степени                          1 балл

5.   Не достигнуто (или не входило в цели)       0 балл

  Вывод:

  • от 60 до 80 баллов - отзыв положительный              
  • свыше 80 баллов - отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта        
Анализ классного часа для заместителя по ВР
анализ классного часа для заместителя по
Adobe Acrobat Document 129.8 KB
Анализ родительского собрания
анализ родительского собрания.pdf
Adobe Acrobat Document 142.5 KB
Лист оценивания кружкового занятия
лист оценивания кружкового занятия.pdf
Adobe Acrobat Document 139.5 KB

Универсальные учебные действия в общем образовании 

    Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 


        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта


        Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

        К основным функциям УУД относятся:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

       Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.
       

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: 

• личностное, жизненное самоопределение;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события. 
        Критериями сформированности личностных УУД следует считать: 
1) структуру ценностного сознания; 
2) уровень развития морального сознания; 
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

        Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.


К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. 


        Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.


Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. 


       Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; 
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 
• уметь устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения учебных задач;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); 
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.


       Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.


К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
       Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. 
       Можно выделить следующие преимущества совместной работы
- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;
- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);
- снижается школьная тревожность;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- возрастает сплоченность класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым». 
        Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя
- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.


        Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.


       Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. 
Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Можно отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. 
Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Действительно, в школе нет учебных дисциплин, где дискуссии были бы неуместны. В рамках любого предмета можно организовать работу учеников в малых группах.
Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках математики.


Познавательные УУД:
- осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
- моделирование;
- использование знаково-символической записи математического понятия;
- овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
- использование индуктивного умозаключения;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение приводить контрпримеры.


Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли; 
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).


Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование математической компетентности.


Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

       Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. 


       Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
        Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода. 
         Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу.

Традиционной формой по обмену опытом является взаимопосещение уроков.

Как, каким образом осуществляется на уроке взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям:
- постановка учебной задачи (целеполагание)
- содержательная линия урока 
- организация учебной деятельности 
- формы организации учебного сотрудничества 
- работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)
- коммуникативная компетентность
- морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества
- вербальные и невербальные способы взаимодействия
- характеристики сотрудничества
- эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.


        Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. 
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. 
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. 
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. 
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. 

Моделирование воспитательной системы класса в связи с переходом на ФГОС ООО

Моделирование воспитательной системы кла
Adobe Acrobat Document 870.6 KB

Выдержки из ФГОС ООО

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
ФГОС_ООО.PDF
Adobe Acrobat Document 471.8 KB

Общие положения ФГОС ООО

Выдержка из ФГОС ООО

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  •  к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья[2] и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

 

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; 
  •  доступности получения  качественного основного общего образования;
  •  преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
  •  духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;
  •  развития государственно-общественного управления в образовании; 
  •  формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
  •  условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

 

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

 

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен  в основу деятельности:

работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования  с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса:

  • руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
  • сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
  • разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
  • сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
  • авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего  образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов  исполнительной  власти, обеспечивающих разработку  порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой  аттестации выпускников основной школы;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об  аттестации  педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

II. Требования к результатам освоения   основной образовательной программы основного общего образования

Выдержка из ФГОС ООО

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

11.1. Филология

Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

  • получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой  культуры и достижениям цивилизации;
  • формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним;
  • осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
  • формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков,  c установкой на билингвизм;
  • обогащение  активного и потенциального словарного запаса для  достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Предметные результаты изучения предметной области «Филология» должны отражать:

Русский язык. Родной язык:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Литература. Родная  литература:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.

требования к остальным предметам  - http://минобрнауки.рф/документ

Структура рабочей программы по ФГОС ООО

Структура разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

 

(Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12. 2010г. ) 

 

I. Пояснительная  записка (на уровень обучения)

1.Пояснительная записка раскрывает нормативную базу, методические основы для составления рабочей программы и список учебно-методического комплекта, обеспечивающего реализацию данной программы.

2. В пояснительной записке конкретизируются общие цели  основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

(на уровень обучения)

Раздел включает:

1.        описание основ содержания обучения данному предмету,

2.        краткую характеристику сущности данного предмета, его функции, специфику и значение для решения целей и задач образования;

3.        цели и задачи преподавания учебного предмета на уровень  обучения,

4.        описание процесса изучения предмета: методы, формы и средства обучения;

5.        формы   контроля;

6.        логические связи данной дисциплины с остальными дисциплинами (разделами дисциплины), т.е. межпредметные и внутрипредметные связи.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 

(на уровень обучения)

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет  в соответствии с учебным планом школы

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

(на уровень обучения)

В разделе указываются планируемые результаты на ступень  обучения   по группам:

-          планируемые предметные результаты обучения;

-          планируемые метапредметные результаты обучения;

-          планируемые личностные результаты обучения.

V. Содержание учебного предмета, курса

(на уровень обучения)

В описании содержания   указываются   концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы.

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Форма тематического планирования может повторять авторскую  с внесением необходимых корректировок учителем.

VII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)

В разделе  указываются:

- средства  обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

 - список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника,  учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

- дополнительная литература для учителя и учащихся;

- перечень ЦОРов и ЭОРов;

- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;

VIII. Планируемые результаты  изучения учебного предмета, курса

(на уровень обучения)

Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данного предмета. («ученик научится» и «ученик получит возможность научиться»)

   

 

Write a comment

Comments: 25
  • #1

    Татьяна (Tuesday, 22 November 2016 19:24)

    Спасибо! Очень полезный материал. Хотелось бы его всегда иметь рядом, в рабочих материалах. Как это возможно? zin4t@mail.ru

  • #2

    Алла (Wednesday, 23 November 2016 17:31)

    материал очень помог при подготовке к аттестации, большое спасибо

  • #3

    Автор (Friday, 25 November 2016 17:31)

    Спасибо за отзывы. Конечно, можно взять информацию себе. Можно кнопкой внизу поделиться, и она останется в соцсетях

  • #4

    Светлана (Thursday, 01 December 2016 03:32)

    Спасибо большое за систематизированный методический материал! Очень пригодится в работе любого учителя и преподавателя!

  • #5

    lora-frantz@mail.ru (Monday, 12 December 2016 07:01)

    отлично

  • #6

    Светлана (Wednesday, 11 January 2017 14:22)

    спасибо! Очень конкретный материал.

  • #7

    Елена (Tuesday, 21 March 2017 16:21)

    Спасибо!

  • #8

    Назина Светлана (Thursday, 23 March 2017 11:08)

    Просто огромное спасибо!!!! Очень полезный конкретный материал!

  • #9

    Ольга (Monday, 03 April 2017 12:13)

    Большое спасибо.

  • #10

    Людмила (Wednesday, 12 April 2017 18:28)

    Большое спасибо.

  • #11

    Лариса Гагиева (Saturday, 13 May 2017 11:24)

    Нужный материал. Большое спасибо!!!

  • #12

    Галина Анатольевна Чечивицина (Saturday, 17 June 2017 19:29)

    Огромное спасибо!

  • #13

    Светлана (Friday, 30 June 2017 05:02)

    Спасибо за хороший материал!!!

  • #14

    Надежда (Monday, 31 July 2017 11:56)

    Спасибо за труд. Благодарю за работу над систематизацией материалов, которые востребованы сегодня.

  • #15

    автор (Monday, 31 July 2017 12:01)

    Коллеги! Благодарю за добрые отзывы! Приятно!

  • #16

    Надежда (Sunday, 01 October 2017 07:24)

    Спасибо за материал, который дествительно можно использовать в работе.

  • #17

    татьяна (Saturday, 31 March 2018 14:09)

    огромное спасибо!

  • #18

    Татьяна (Tuesday, 28 August 2018 16:39)

    Всё доступно и понятно! Спасибо большое!

  • #19

    Анна (Monday, 03 September 2018 17:34)

    Спасибо за материал, который очень нужен в работе!

  • #20

    лариса (Saturday, 17 November 2018 07:27)

    У Вас просто шикарный сайт! Спасибо огромное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • #21

    Татьяна (Wednesday, 05 June 2019 17:33)

    Наткнулась на ваш материал случайно и пропустить уже просто не могла. Все нужное и полезное собрали вместе. Огромное спасибо !!!

  • #22

    Валентина (Tuesday, 04 February 2020 07:15)

    БОЛЬШОЕ СПАСИБО, ВАШ СОБРАННЫЙ МАТЕРИАЛ КАК РАЗ ТО, ЧТО НУЖНО. ВСЕ ЧЕТКО, ПОНЯТНО.

  • #23

    Автор. (Tuesday, 04 February 2020 14:08)

    Спасибо всем за теплые слова! Очень рада, что пригодилось!

  • #24

    Лариса (Sunday, 15 November 2020 16:33)

    Спасибо за материал, который очень нужен в работе!

  • #25

    Татьяна (Monday, 25 October 2021 11:16)

    Большое спасибо, полезный материал!