Все материалы этого сайта  являются объектами авторского права. Запрещено копирование, распространение, а также любое использование информации без согласия автора.

Свидетельство               о регистрации  сайта

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

По Селевко Г.К. Официальный сайт - http://www.selevko.net/ 


1. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

1. Педагогика сотрудничества
2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)
      Предтечи, разновидности, последователи


2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

1. Игровые технологии
      Игровые технологии в дошкольном периоде
      Игровые технологии в младшем школьном возрасте
      Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

2. Проблемное обучение
3. Технология современного проектного обучения
4. Интерактивные технологии
      Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 
      Технология проведения дискуссий
      Технология «Дебаты» 
      Тренинговые технологии

5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 
6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)


3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

1. Технология программированного обучения
2. Технологии уровневой дифференциации
      Дифференциация по уровню развития способностей
      Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 
      Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 
      Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 

3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 
4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 
      Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
      Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 
6. Технологии групповой деятельности
      Модель: групповая работа в классе
      Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) 
      Модели коллективного творческого решения проблем

7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

 

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 
2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 
3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) 
4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 
5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 
6. Технологии интеграции в образовании
      Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
      Технология воспитания экологической культуры
      Концепция глобального образования
      Концепция холистической педагогики
      Концепция гражданского образования

7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
      Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин» 
      Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
      Модель «Интегрированные занятия (уроки)» 
      Модель «Интегрированные дни» 
      Модель межпредметных связей

8. Технологии концентрированного обучения
      Модель суггестивного погружения
      Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
      Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
      Особенности идеографических моделей


5. Частнопредметные педагогические технологии

1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 
2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 
3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 
4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 
5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 
6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» 
      Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
      Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
      Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской
      Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ? 96» Е.А. Филипповой
      Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России  97» А.Е. Глозмана
      Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
      Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова
      Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
      Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова
      Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова

8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
      Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»


6. Альтернативные технологии

1. Технология обучения детей с признаками одаренности
2. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 
3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 
      Особенности усвоения языковой культуры
      Технология «Другая математика» 
4. Технология мастерских
5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 
      Предтечи, разновидности, последователи


7. Природосообразные технологии

1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир) 
      Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
      Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 
3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 
5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 
6. Технология Дальтон-план
7. Технология свободного труда (С. Френе) 
8. Школа-парк (М. А. Балабан) 
9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

 

8. Технологии развивающего образования

      Общие основы технологий развивающего образования
1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 
4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 
5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 
6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко
7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 
8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон


9.  Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

1. Технологии освоения информационной культуры
      Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
2. Компьютер как объект и предмет изучения
3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
4. Технологии компьютерного урока
5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
      Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) 
      Технологии телекоммуникаций
7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
8. Технология медиаобразования
      Модель «Медиаобразование» как учебный курс
      Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым» 
      Модель «Школьный Центр СМК» 

9. Использование средств ИКТ в управлении школой


10. Социально-воспитательные технологии

1. Технология семейного воспитания
2. Технологии дошкольного воспитания
3. Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий) 
4. Технологии социально-педагогических комплексов
      Модель «Школа – координатор воспитательной деятельности социальных институтов» 
      Модель «Содружество школы и производства» 
      Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка» 
      Модель «СПК как специально спроектированная среда» 

5. Технологии дополнительного образования
6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
      Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
      Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения
8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
      Модель дифференциации и индивидуализации обучения
      Технологии компенсирующего обучения
      Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
      Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) 
      Технология работы с умственно отсталыми детьми
      Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями
12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
      Модель «КДН – координационный центр социально-воспитательной работы в районе» 
      Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних» 
      Модель «Социальный приют» 
      Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
      Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение» 

13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
14. Технология установления связей с общественностью (PR-технологии)


11. Воспитательные технологии

1. Технология коммунистического воспитания советского периода
2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) 
6. Технологии воспитания в современной массовой школе
7. Технологии индивидуализированного воспитания
      Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
      Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман) 
      Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) 
      Технология нейролингвистического программирования

8. Воспитание в процессе обучения
9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому


12. Педагогические технологии авторских школ

1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 
2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров) 
3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 
4. Агрошкола А.А. Католикова
5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 
6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) 
    
  Другие разновидности авторских школ


13. Технологии внутришкольного управления

1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
      Технология управления школой в режиме развития
      Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 
2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) 
      Педагогические советы
3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский) 
4. Технология педагогического эксперимента
5. Технология внутришкольного мониторинга
6. Технологии проектирования и освоения технологий

Приемы для развития творческих способностей

Буктрейлер

Буктрейлер - как современная технология для уроков литературы.
 

Буктрейлер (англ. booktrailer)  - небольшой видеоролик , рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то книге .

 
 Цель буктрейлера – реклама  книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров . Продолжительность ролика 1-3 минуты. 
 
Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой.
 
Классификация

По способу визуального воплощения текста:

  1. игровые (мини фильм по книге);
  2. не игровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  3. анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  2. атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Этапы создания
 
  1. Выбрать книгу, которая нравится, с которой будет интересно работать
  2. Посмотреть примеры буктрейлеров и продумать идею своего
  3. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал: по одному кадру к коротким предложениям, по два-три к длинным. Вынести в заголовок трейлера основную идею книги.
  4. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки, музыку.
  5. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее ПО (от Windows Movie Maker, Киностудии для создания любительских роликов до Adobe Premiere для создания профессиональных трейлеров).
  6. Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления
  7. Продемонстрировать буктрейлер небольшой группе людей, являющихся представителями целевой аудитории книги, к которой снят ролик. Проанализировать, правильно ли воспринимается идея ролика, какое воздействие он оказывает на зрителей. При необходимости сделать правки.
Конкурсы буктрейлеров
  1. Videobooks ( буки, занявшие места: https://www.youtube.com/watch?v=TSQNbcx8R2g, https://www.youtube.com/watch?v=rarTdMZksYs )
  2. Всероссийский конкурс буктрейлеров (для участия любой желающий может снять ролик длиной не более 2 минут и отправить его на конкурс)www.booktrailers.ru

Синквейн

 

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

 

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

 

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

 

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

 

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

 

Пятая строка — одно слово характеризующее суть предмета или объекта.

 

Например.

Книга.

Яркая, сказочная.

Развлекает, завораживает, убаюкивает.

Читала мама перед сном..

Детство

Кеннинг

Кеннинг — разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской. Принципы построения кеннингов и многочисленные примеры можно найти в Младшей Эдде.

 

Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Пример: «сын Одина» — Тор, «вепрь волн» — корабль, «волк пчёл» (то есть Беовульф) — медведь. Строится кеннинг по схеме: существительное в Именительном падеже + существительное в Родительном падеже.

 

-А-

акулы шоу-бизнеса; 

апофеоз войны.

 

-Б-

бал сатаны; 

баловень судьбы; 

быстротечность бытия.

 

-В-

ветер перемен; 

властитель дум - про поэтов, рок звезд и т.п.; 

влияние запада; 

вода меча - кровь (скандинавский кенинг);

воплощение зла; 

враг народа - придумано было во времена Французской революции.

 

-Г-

гвоздь программы; 

гигант мысли - Ильф и Петров «12 стульев»; 

гимнастика ума - математика; 

голос разума; 

горечь побед; 

горы золота; 

гранит науки; 

граница сознания.

 

-Д-

дама сердца; 

дары природы; 

двигатель торговли - реклама; 

дети войны - также дети революции, да чего угодно; 

дитя эпохи - или сын (своего) времени, так называется книга А. Житинского; 

дорога жизни - дорога, соединяющая блокадный Ленинград с «большой землей»;

древо жизни; 

друг детства; 

 

душа класса - также душа коллектива и т.д.

 

 

 

-З-

 

закрома Родины; 

 

звон монет; 

зеркало души - глаза; 

злоба дня; 

знак зверя - а также число зверя, печать зверя; 

зов плоти; 

зов предков.

 

-И-

игра ума; 

империя зла - так Р. Рейган назвал СССР году в 1982 (?); 

инженер (человеческих) душ - о писателях; 

исчадие ада.

 

-К-

князь тьмы; 

колесо истории; 

колесо фортуны; 

колыбель революции - Ленинград; 

конь моря - корабль у скандинавов; 

корабль пустыни - верблюд; 

корабль уродов - один из многочисленных кенингов в творчестве Б. Гребенщикова; 

коридоры власти; 

король рок-н-ролла - а также король сцены, да чего угодно, пожалуй, звучит посильнее, чем звезда чего-то там; 

крик души; 

крыша дома.

 

-Л-

лагерь смерти; 

лампочка Ильича; 

легкие планеты - о лесах; 

лицо города - а также лицо школы, фирмы и т.д. говорится как о одушествленных, так и неодушествленных предметах; 

луна сраженья - щит (еще один скандинавский кенинг);

ложка дегтя - в бочке меда (еще один кенинг!); 

луч света.

 

-М-

марш мира; 

матрос революции; 

мечта идиота - миллион у Ильфа и Петрова, или жена соседа у Н. Фоменко; 

мечта поэта - тоже Ильф и Петров «12 стульев»; 

министерство любви - у Оруэлла «1984»; 

мир снов - а также мир грез; 

момент истины; 

монстры рока - название рок фестиваля.

 

-Н-

ночь любви - то что «дарят» жрицы любви, тоже, кстати, кенинг.

 

-О-

огонь сердца; 

оружие пролетариата - изначально булыжник; 

оса трупов - ворон (у скандинавов); 

отец (русской) демократии - Ильф и Петров «12 стульев»; 

отец народов; 

отечество иллюзий - строчка их песни М. Борзыкина.

 

-П-

паровоз истории; 

паутина дорог; 

певец свободы - так в СССР называли Виктора Хара; 

перст судьбы; 

песня моря - прибой; 

писк моды; 

пища богов; 

пламя войны; 

планета людей - повесть А. Экзюпери; 

плоды посвящения; 

поле чудес - А. Толстой и название телепредачи;

преступление века - если преступленье попроще, то преступление года; 

призрак коммунизма - его заметил К. Маркс; 

продавец воздуха - роман А. Беляева; 

прожектор перестройки; 

проза жизни; 

птица счастья; 

пуп земли.

 

-Р-

ребро Адама; 

река времени; 

река забвения; 

ритм жизни - то, что все ищут, из-за чего стареющие мужчины пускаются во все тяжкие. 

рука Москвы;

 

-С-

семена разврата; 

слезы крокодила; 

слуга народа; 

смысл жизни; 

солдат революции; 

 

сотрясание воздуха; 

страна дураков - А Толстой; 

стройка века - или стройка года, может говориться как в уважительном, так и в пренебрежительном ключе; 

струны души.

 

 

-Т-

театр абсурда.

 

 

-У-

узник совести; 

уроки истории; 

утечка мозгов - также утечка капиталов;

 

-Ф-

фабрика грез - Голливуд, также на телевидении появилась «фабрика звезд»;

 

-Х-

хит недели - хит месяца и т.п.; 

хозяин тайги - медведь, также название фильма. 

 

 

-Ц-

цвет нации - в зависимости от праздничного дня это могут быть учителя, писатели, да мало ли у нации цветов.

 

-Ч-

человек дождя - название известного фильма, также используется для названия человека «немного со странностями». 

 

 

-Ш-

шапка Мономаха; 

шип ран - еще один «скандинавский», обозначает меч.

 

 

-Э-

эра милосердия - книга братьев Вайнеров; 

эхо войны - а также эхо боев, минувших дней и т.д.

Бином фантазии

 Бином фантазии - прием предложенный известным итальянским сказочником Джанни Родари. В своей удивительной книге "Грамматика фантазии" он очень ярко и образно описал возможности применения этого приема.

Возьмем любые два слова: пес и шкаф. Возникают такие варианты соединения слов:

пес со шкафом,

шкаф пса,

пес на шкафу,

пес в шкафу и т.д.

 

Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.

По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка, он всегда ее таскает на себе…

Фантастическая гипотеза

Что было бы, если бы…?

 

Берем любые подлежащее и сказуемое, их сочетание и дает гипотезу.

 

Что было бы, если бы наш город внезапно оказался посреди моря?

 

Что было бы, если бы во всем мире исчезли деньги?

 

Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?

 

(На этот вопрос ответил Ф.Кафка в известном рассказе «Превращение».)

Лимерик

Ли'мерик (англ.) – нонсенс, нелепица.

Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема строения лимерика такова.

Первая строка – герой.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвертая – действия героя.

Пятая – итоговая характеристика.

 

Жил да был старик болотный,

Вздорный дед и тягомотный,

На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел.

Въедливый старик болотный.

(Э.Лир)

 

Возможен другой вариант строения лимерика.

Первая строка – выбор героя.

Вторая строка – действие героя.

Третья и четвертая – реакция окружающих на героя.

Пятая – вывод.

 

Старый дед в Граньери жил,

Он на цыпочках ходил.

Все ему наперебой:

«Обхохочешься с тобой!».

Да, чудной старик в Граньери жил.

Карты Проппа

 

Русский филолог В.Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру. В основе лежат функции действующих лиц. Эти функции варьируются, видоизменяются, но их всего 31.

 

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

2. Запрет, обращенный к герою.

3. Нарушение запрета.

4. Выведывание.

5. Выдача.

6. Подвох.

7. Невольное пособничество.

8. Вредительство или недостача.

9. Посредничество.

10. Начинающееся противодействие.

11. Герой покидает дом.

12. Даритель испытывает героя.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14. Получение волшебного средства.

15. Герой переносится, доставляется, приводится к месту, где находится предмет поисков.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

17. Героя метят.

18. Антагонист побежден.

19. Беда или недостача ликвидируется.

20. Возвращение героя.

21. Герой подвергается преследованиям.

22. Герой спасается от преследования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

 

Не во всех сказках есть все функции. Последовательность может нарушаться, но схема остается та же.

На основе этих функций можно строить множество сказочных историй. (Обязательные функции, которые встречаются в любой волшебной сказке, выделены здесь жирным шрифтом. Можно предложить детям сначала проверить на одной из сказок, действительно ли эти функции в ней есть.)

Буриме

Буриме  — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнёру для продолжения, оставив видимыми только последние из них.

 

Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнёр видел только шею и дорисовал туловище и так далее.

 

Например, строки:

сигарета/запретом, стены/нетленны, отраженье/возраженье, слово/готово:

 

В пепельнице тлеет сигарета. В собеседниках моих — глухие стены. «Ты рискнешь влюбиться под запретом? Что ж, рискни — эмоции нетленны». В зеркале пугает отраженье. Что со мной осталось? Только слово. Слово, неприязнь и возраженье. Я рискнула. И одна. «Готово!!!» (Наталья Шелагурова)

 

Хайку

Ха́йку  — жанр традиционной японской лирической поэзии вака, известный с XIV века. 

Поэт, пишущий хайку, называется хайдзин. Одним из самых известных представителей жанра был и до сих пор остаётся Мацуо Басё. 

 

Оригинальное японское хайку состоит из 17 слогов, составляющих один столбец иероглифов, впрочем, уже у Басё встречаются отступления от нормы слогового состава). Особыми разделительными словами — кирэдзи (яп.  кирэдзи, «режущее слово») — текст хайку делится в отношении 12:5 — либо на 5-м слоге, либо на 12-м. 

 

Что касается слогового состава хайку, то к настоящему времени и среди переводчиков хайку, и среди авторов оригинальных хайку на разных языках сторонники соблюдения 17-сложности (и/или схемы 5—7—5) остались в меньшинстве; по общему мнению большинства теоретиков, единая слоговая мера для хайку на разных языках невозможна, потому что языки значительно отличаются друг от друга средней длиной слов и, следовательно, информационной ёмкостью одинакового количества слогов.  Современные хайку, написанные на европейских языках, обычно короче 17 слогов (особенно англоязычные), тогда как русские хайку могут быть даже длиннее.

 

В классическом хайку центральное место занимает природный образ, явно или неявно соотнесённый с жизнью человека. При этом в тексте должно быть указание на время года — для этого в качестве обязательного элемента используется киго — «сезонное слово». Хайку пишут только в настоящем времени: автор записывает свои непосредственные впечатления от только что увиденного или услышанного. 

 

Слово «хокку» (яп., «начальная строфа») первоначально означало начальную строфу другой японской поэтической формы — рэнга (яп. рэнга, «нанизывание строф») — или первую строфу танка. С начала периода Эдо (XVII век) хокку стали существовать и как самостоятельные произведения. Термин «хайку» предложил поэт и критик Масаока Сики в конце XIX века для различения этих форм.

 

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер. (Басё)

 

Тихо, тихо ползи,

Улитка, по склону Фудзи 

Вверх, до самых высот! (Исса)

 

Современные технологии на уроках литературы

Write a comment

Comments: 3
  • #1

    елена (Monday, 01 February 2016 19:55)

    спасибо!

  • #2

    Инна Анатольевна (Wednesday, 02 November 2016 12:54)

    Очень интересная технология по буктрейлеру, нужно взять на заметку.Спасибо!

  • #3

    Светлана (Tuesday, 15 February 2022 13:52)

    Спасибо, очень востребованная в образовании тема